Скандал с автосалонами в Ставрополе: более 500 клиентов не могут получить уже оплаченные машины

Одни подают на дилеров в суд, другие уже готовы выйти на акцию протеста

 

СНАЧАЛА ПЛАТИШЬ, ПОТОМ ПЛАЧЕШЬ

Посреди пустого автосалона «Renault» в Ставрополе одиноко стоит машина да и та, как говорят, продана. В аналогичном салоне “Renault” на другом конце города картина похожая. Сотрудники утверждают, что все раскупили. Но так и не дождавшиеся машин клиенты салона уверены: авто вывез поставщик. По словам председателя краевой общественной организации защиты прав потребителей Лейлы Сароян, за последние месяцы и без того непростая ситуация значительно ухудшилась:

- Если раньше были только нарушены сроки поставки, то теперь у нас есть решение суда, вступившее в законную силу, по которому автосалон «Рено» обязан отдать нескольким автовладельцам, внесшим полную стоимость автомобилей, паспорта на них. Но ничего не меняется: люди платят кредит, но им ни машину не отдают, ни деньги не возвращают. Мне позвонили несколько клиентов, чьи суды мы выиграли, и рассказали: «Машин нет. Салоны пустые». Люди начинают звонить на телефон горячей линии поставщиков, а те им объясняют: «Автосалон с нами не расплатился, мы автомобили забрали». Человек спрашивает: «А что же мне делать? Я кредит плачу». Они говорят: «Кому деньги платили, с тем и разбирайтесь».

По оценкам Роспотребнадзора края, заваленного жалобами, обманутых покупателей сотни. Машин заказано на десятки миллионов рублей. Организация, официально именуемая ООО «Р-1» (автосалон «Renault») - не единственная, на которую жалуются покупатели. В Роспотребнадзоре края лежат более пятисот писем, где фигурируют и другие салоны - ООО «ОШ-1», ООО «ОШ-2» (автосалоны «Opel» и «Chevrolet»), ООО «Н-1» и ООО «Н-2» (салоны «Nissan»). Большая часть из них управляется ООО «АА».

Супруг Людмилы Латфуллиной заключил договор с ООО «ОШ-1» на приобретение автомобиля «Опель Астра». Машина стоит в салоне, а ПТС на нее до сих пор нет. Поставщик в Москве отвечает, что салон до сих пор не перечислил деньги, и как только средства поступят на счет, паспорт техсредства отправят в Ставрополь.

- Первый договор у нас был заключен 1 ноября 2013 года, предварительная оплата была по нему 70 тысяч рублей, - объясняет клиентка. - Когда пришел автомобиль, подписали второй договор с полной оплатой. Это было 31 марта 2014 года, тогда отдали еще 629 тысяч рублей. Это наши накопленные, трудом заработанные деньги. Мы в суд уже обратились, теперь ждем решения. Хотим поехать в этот салон и пригласить правительственные органы и органы правопорядка. У меня есть еще один знакомый, который пострадал, а его тесть из-за этого заработал инсульт. Наше терпение на исходе.

«ЕСТЬ ПОВОД ВМЕШАТЬСЯ ПРОКУРАТУРЕ»

Обращения пострадавших практически идентичны: организация, получив предварительную или полную оплату, заключает договор на поставку автомобиля, но оговоренные в нем сроки не соблюдает. Или машина приходит, а паспорта технического средства к ней нет. Кроме того, в договорах занижена неустойка и прописан конкретный суд, куда нужно обратиться при необходимости, хотя по закону потребитель имеет право подать иск по месту жительства, нахождения организации или месту заключения договора.

Как пояснила заместитель руководителя Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей по Ставропольскому краю Ольга Балабан, за такие нарушения составляются протоколы, и салоны привлекаются к административной ответственности. Правда, максимальный штраф в таком случае - от 20 до 30 тысяч рублей, что не идет ни в какое сравнение с суммами, потраченными клиентами автодилеров.

Ситуация ухудшилась настолько, что краевому Роспотребнадзору пришлось идти на крайние меры:

- Нами подан иск на ликвидацию организации «Р-1», - поясняет Ольга Анатольевна. - Правда, честно говоря, мы не сразу подавали на ликвидацию, поскольку при таком ходе вещей пострадавшие, к сожалению, становятся не первыми претендентами на возврат. Сначала салон будет обязан рассчитаться с поставщиками. Но клиенты имеют право потребовать расторжения договоров и возврата денежных средств.

Ситуация, между тем, дошла до краевой Думы. На недавней планерке проблему озвучил депутат Айдын Ширинов. Парламентарий пояснил «Комсомолке», что пора всерьез заняться этим вопросом.

- Они просто не останавливаются в нарушении. Они продолжают это делать уже в течение нескольких лет, - возмущен Айдын Ширинов. - Здесь есть повод для вмешательства наших контролирующих органов. Я считаю, что, когда один-два-три раза человеку задержали, это может быть в силу каких-то обстоятельств, но когда количество этих людей исчисляется сотнями, это уже преднамеренно. Мы готовим депутатский запрос, он будет отправлен в ближайшее время во все структуры: прокуратуру, следственный комитет, МВД, чтобы они отреагировали на эти факты. Люди обращаются, но отказные материалы пишут десятками. Якобы нет состава преступления, так как правоотношения хозяйственные. Но, на мой личный взгляд, здесь нужно принимать меры более жесткие. Тут должна отреагировать прокуратура прежде всего, потому что сотнями обманывать наших автовладельцев не только из Ставропольского края, но и соседних регионов, просто недопустимо.

Битва между клиентами и салонами, по всей видимости, затягивается надолго. Одним придется судиться, другим, уже выигравшим суды, но не получившим автомобили, - обращаться к приставам в связи с неисполнением решения суда. Остается надеяться, что исход дела будет благополучным для пострадавших.

ПОДСЛУШАНО НА РАДИО «КП»

Проблема вызвала живой отклик у слушателей радио 105,7. Приводим отзыв слушателя Алексея, показавшийся редакции наиболее интересным:

- Автомобиль нужно покупать с тем условием, чтоб был на руках обязательно паспорт транспортного средства. Если вам в автосалоне его не могут предъявить, но говорят: «Вот машина. Документы привезем через две недели», - это уже повод задуматься и просто не делать покупку. Я просто в этой структуре работал. Как раз в компании, у которой сейчас большие проблемы. Причем эти проблемы периодически возникали на протяжении всего существования фирмы. Просто деньги берутся в одном месте, перекладываются в другое. Потом рынок продаж падает и не получается привлекать дополнительные деньги за счет новых клиентов. Все это постепенно приводит к такой плачевной ситуации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кажется, нет ничего сложного в приобретении автомобиля. При входе в салон вас встретит улыбчивый консультант, расскажет про количество «лошадок» в двигателе, посоветует выбрать комплектацию подороже и предложит посидеть в любом приглянувшемся авто. И вот, почувствовав себя практически владельцем новой машины, вы отправитесь подписывать договор, по которому вам обещают предоставить машину в течение 25 рабочих дней. А потом могут начаться злоключения (далее)

Комсомольская Правда

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН